«Дедушка вспомнил, что дрался каждый день»: психолог из Ярославля о помощи школьникам

«Дедушка вспомнил, что дрался каждый день»: психолог из Ярославля о помощи школьникамФото: ПроГород и Татьяна Похвалина

Чего боятся дети и какие вопросы помогут ребенку пережить первый школьный год

Учебный год только начался, а родители уже не находят себе места из-за навалившихся вопросов: как помочь первокласснику адаптировать в школе, что делать, если ребенок не может найти общий язык со сверстниками и учениками, и можно ли приучить малыша самостоятельно справляться с домашними заданиями. На волнующие ярославцев вопросы ответила Татьяна Похвалина – детский психолог, арт-терапевт, автор и ведущая развивающих курсов для малышей.

Как помочь первокласснику адаптироваться и привыкнуть к новому ритму жизни?

Большинству школьников в начале учебного года бывает трудно вливаться в учебный ритм после летнего отдыха. А первоклассники вообще особая категория школьников. Поступление в школу — это важное и ответственное событие в жизни маленького человека. Ребёнку нужно не просто привыкнуть к новому режиму, но и найти своё место в классном коллективе, принять и научиться выполнять новые правила, освоить учебную деятельность, познакомиться с учителями.
В школе с целью адаптации первоклассников проводятся различные мероприятия: ознакомительные экскурсии по территории и в здании школы, знакомство с работой библиотеки и столовой, спортзала и группы продлённого дня. В течение первого месяца обучения продолжительность уроков у первоклассников 35 минут. Особое внимание уделяется динамическим паузам, эмоциональной гимнастике и физкульминуткам.

Родители тоже активно участвуют в процессе школьной адаптации. Чтобы помочь ребёнку быстрее привыкнуть к школьной жизни, я рекомендую родителям чаще разговаривать о школе, рассказывать о своём опыте, читать книги и смотреть фильмы о школьниках, а также часто спрашивать. Спрашивать не просто «Как дела в школе?», а задавать важные и полезные вопросы:

Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
Что значит быть школьником?
Как зовут твою учительницу? Каких учителей ты ещё знаешь?
Зачем нужно учиться?
Как зовут ребят в твоём классе?
Где в школе находится твой класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача, спортзал?
Какие правила поведения на уроках?
Как надо вести себя на перемене?
Как готовиться к урокам?
Как правильно работать с учебником?
Какие школьные принадлежности ежедневно нужны ученику?
Каким должно быть рабочее место школьника?
Что самым интересным было сегодня в школе?
Чему ты смог научиться на этой неделе?

Ответы ребёнка дадут представление о настроении, об успехах, об интересах, о друзьях и позволят родителям быть в курсе школьных дел. 
 
Что делать, если ребенок наотрез отказывается идти в школу?

Если мы продолжаем говорить о первоклассниках, то самое главное для взрослых - не паниковать и не делать поспешных выводов вслух, типа "Ну, вот, как мы и думали, что в школе ему не понравится!". Или рассказывать всем знакомым и родственникам, что ребёнок вас разочаровал и не оправдал ваших высоких ожиданий. Важно узнать у ребёнка причину его сомнений. 

Мне вспомнился один случай. 1 сентября мальчик не захотел заходить в школу после торжественной линейки. Я спросила его: "Ты не хочешь идти с ребятами?". Малыш ответил: "Их много, а я один". Стало ясно, что ребёнок боится не найти себе друзей и думает, что другие дети уже познакомились и подружились. У другой ученицы была своя история, которая заставила улыбнуться. Дедушка накануне 1 сентября вспоминал свои лихие школьные годы, когда он "дрался каждый день" и "получал щелбаны" от ребят постарше. У девочки сложилось ложное представление, что в школе надо ежедневно драться, чтобы себя защитить. У каждого ребёнка свой страх. Важно понять и помочь избавиться от этого беспокойства. В этом могут помочь и заботливые родители, и внимательный учитель, и опытный школьный психолог, и добрый смелый одноклассник. Главное здесь - доброжелательное принятие детского страха, а не упрёки, наказания и насмешки.

Не стоит делать выводы по одному случаю, лучше понаблюдать за ребёнком некоторое время. Но если ребёнок более двух недель отказывается от школы, если ребёнок испытывал трудности с адаптацией к детскому саду, если начало школьного обучения совпало с другими значимыми серьёзными изменениями в жизни семьи и ребёнка, то родителям стоит обратиться за помощью к детскому психологу.

Как помочь ребенку стать более усидчивым при выполнении домашних заданий? 

Усидчивость – это способность длительное время заниматься определённым видом деятельности. Она зависит от нескольких факторов: возраст, темпераментные особенности, состояние физического и психического здоровья, устойчивости и концентрации внимания.

Сейчас вообще усидчивых детей редко встретишь. Современные родители часто говорят про своих детей: «все дети, как дети, а у моего шило в одном месте», «все дети слушают, а мой вертится», «когда другие занимаются, мой на ушах стоит», «его зовёшь, а он как будто не слышит», «сядет делать уроки, а сам ворон считает», «разбросает все игрушки, а толком ни во что не играет».  Учителя говорят: «рассеянный», «не доводит до конца начатое дело», «не слышит с первого раза», «часто отвлекается», «торопится сделать много, но успевает сделать мало», «постоянно переспрашивает задание». И родители, и педагоги говорят об одном и том же. Это про неустойчивое внимание. 

Способность ребёнка концентрировать внимание и управлять умственной деятельностью совершенствуется с возрастом. Конечно, всех детей одинаково усидчивыми не сделать, но есть некоторые общие рекомендации для родителей:

  • Соблюдение режима дня: уроки должны стать частью ежедневного домашнего ритуала, уроки лучше выполнить не позднее 19 часов, продолжительность подготовки домашних заданий не должна превышать возрастные нормы. Для первоклассников — это не более 40 минут, для 2 - 3 класса не более 1,5 часов, для 4 — 5 класса не более 2 часов.
  • Создание условий: ребенок должен быть сытым и отдохнувшим, рабочее место должно быть свободным, чистым и удобным, выполнение заданий чередовать с кратковременным отдыхом и сменой деятельности, которые делят занятие на смысловые части, позволяют ребёнку снять мышечное напряжение, тренируют способность к переключению, стимулируют внимание.
  • Тренировка и занятия: занятия в группе сверстников, где предусмотрена коллективная дисциплина. Это могут быть и спорт, и творческие коллективы, и прикладные виды деятельности. Из индивидуальных занятий полезными будут чтение и пересказ детской литературы по иллюстрациям, задания на поиск признаков сходства и различия, конструирование, пазлы, рисование, аппликация, лепка.
  • Участие и личный пример родителей: привлекать ребёнка к совместному приготовлению пищи, накрывать на стол, делать уборку. Ну, и, конечно, не забывать поддерживать, помогать, хвалить.

Что делать, если ребенок не смог завести друзей в школе и остался один? Если он замалчивает эту проблему, какие звоночки в поведении должны сигнализировать родителю, что что-то не так? Стоит ли сразу переводить ребенка в другую школу или лучше попытаться решить проблему?

По практике работы с детьми могу сказать, что есть дети, которые не проявляют инициативу подружиться с одноклассниками, но при этом ни с кем не ссорятся и совершенно комфортно чувствуют себя в коллективе. А есть ребята, которые активно контактируют со сверстниками, дружат, но при этом часто конфликтуют, меняют друзей и переживают из-за этого. Родители, конечно, переживают вместе с детьми. Здесь, возможно, срабатывает стереотип общепринятого образца «школьной дружбы», который подразумевает, что у каждого школьника кроме знаний, умений и навыков в школе должен быть верный друг. Но наличие и количество друзей зависит от индивидуальных особенностей самого ребёнка, таких как: коммуникативные навыки, организаторские способности, способы реагирования в конфликте, умение сопереживать, уступать, делиться, помогать, благодарить и т.д.

Я рекомендую родителям интересоваться контактами ребёнка в школе, не зависимо от возраста, обращать внимание на настроение, с которым ребёнок идёт в школу и настроения, с которым ребёнок возвращается. А также быть в курсе:

Сколько друзей в классе?
Какие отношения с друзьями?
Что делают вместе?
С кем взаимодействует после школы, в выходные?
Есть ли друзья вне школы?
Как складываются отношения с братьями/ сёстрами и другими детьми в семье?
Какого возраста выбирает друзей (младше, старше, ровесники)?

Касательно перевода в другую школу. Не для всех ребят смена образовательного учреждения и смена детского коллектива приносят пользу и изменяют жизнь ребёнка к лучшему. К этому решению надо подходить взвешенно. Важно учесть мнение ребёнка, принять во внимание рекомендации детского психолога, посоветоваться с педагогом.

Что делать, если ребенок жалуется на конфликт или недопонимание со стороны учителя?

Во-первых, родителям стоит узнать суть конфликта, то есть есть ли конфликт вообще. У меня в практике было несколько случаев, когда дети называли "плохим отношением" обычные учебные требования и жаловались родителям на учителя, чтобы не ходить в школу.

Во-вторых, встретиться с учителем и обсудить конкретный случай, а также выяснить у учителя, как ребёнок себя ведёт в перемену и на уроке, как справляется с заданиями, как относится к неудачам, как реагирует на похвалу и на замечания, что даётся легко, а что вызывает затруднения, в чём основная причина затруднений, какую помощь учитель ждёт от родителей, чем учитель может помочь родителям и самому ребёнку. Обычно, когда родители и учитель взаимодействуют в диалоге, конфликтные ситуации сходят на нет.

Расскажите, как у вас и ваших детей начался учебный год? С какими проблемами успели столкнуться? Делитесь в группе ЯрБолталка

А отблагодарить своего педагога можно, номинировав его на участие в конкурсе Про Города «Народный учитель». Заявку можно заполнить здесь. 

...

  • 0

Популярное

Последние новости