Ярославский тренер: «На Универсиаде корейцы угощали спортсменов конфетами и печеньками!»

Владимир Хроменков дал эксклюзивное интервью «Pro Городу»

Сборная России по волейболу под руководством ярославского тренера завоевала «золото» Универсиады, завершившейся на днях в Южной Корее. Руководил командой Владимир Иванович Хроменков, который работает в клубе «Ярославич». Наставник «золотой» сборной дал эксклюзивное интервью порталу «Pro Город».
 
В финале турнира наши ребята победили сборную Украины 3:1. Отметим, что это четвертое подряд чемпионство на студенческих играх. Главный тренер команды по приезде в Ярославль пообщался с «Pro Городом» и раскрыл несколько секретов успеха.
 
- Как оцените состав сборной на Универсиаде? Какой возраст у ребят?

- Самые старшие игроки, которые могут участвовать в Универсиаде  — это те, которым не более 28 лет. Наша команда была намного моложе. У нас в команде было пятеро опытных игроков, остальные 93-96 годов рождения. Самому младшему в нашей сборной Кимерову Александру — 19 лет. Формировали состав с прицелом на то, что многие ребята получат игровую практику и потом отправятся на сборы в молодежные команды своих возрастов. Официально все ребята где-то учатся, но вы ведь понимаете, что совмещать учебу с профессиональным спортом тяжело. Поэтому у большинства игроков индивидуальные планы обучения. 

 
- А какое место в карьере выигранная медаль занимает лично для Вас?

- На предыдущей Универсиаде и Европейских играх в Баку я был в роли ассистента главного тренера, Сергея Шляпникова. А эта Универсиада — для меня первый турнир, где я в роли главного тренера. И то, что моя карьера наставника сборной начинается с чемпионства — конечно, неописуемая радость! Очень важно для меня продолжать в том же духе и не попадать в такую полосу, когда начинает не везти. К сожалению, в тренерской карьере это бывает.

 
- Эта Универсиада для Вас ведь четвертая уже?

- В 1997-м я был игроком, тогда мы взяли «бронзу». В 1999-м, к сожалению, мы проиграли четвертьфинал. В 2013-м я был ассистентом Сергея Константиновича. И в этом году я уже выступил в роли главного тренера.

 
- А как Вам сделали предложение стать главным тренером? И как Вы к этому отнеслись?

- Если честно, для меня это было неожиданностью. Конечно, о том, чтобы отказаться, даже мыслей не было. Ведь это такая возможность получить практические навыки! Да и поработать с Сергеем Шляпниковым, набраться от него опыта — очень многое значит, это уникальная вещь. Наверное, на международной арене это самый титулованный российский специалист. Я счастлив, что он предоставил мне возможность поработать в роли ассистента на Первых европейских играх и рекомендовал уже в роли главного тренера студенческой сборной.

 
- А во время Универсиады Вы как-то поддерживали связь с Сергеем Константиновичем?

- К сожалению, телефонной связи у меня не было. Но мы переписывались по почте. И Сергей Константинович давал мне ценные практические советы. Мы ведь почти тем же составом ездили на Европейские игры и всех игроков он досконально знает.

 
- А что в работе главного тренера было важней всего?

- В Баку уровень команд был очень высок, ребята выложились физически и эмоционально. Моя задача была — убедить в том, что силы у них еще есть, и возможность победить тоже. И опять-таки, мне помогал подбирать нужные слова Сергей Константинович. Ведь я тренер еще молодой, такого богатого опыта у меня еще нет.

 
- А как вы смогли внушить ребятам уверенность непосредственно перед финалом?

- Каких-то помпезных и торжественных фраз я им не говорил. Я прекрасно знал, что наш соперник по финалу после полуфинала «не режимил». И я своим ребятам во время подготовки сказал, что такому сопернику, который непрофессионально подходит к своей работе, проигрывать никак нельзя, стыдно! Плюс у нас все игроки — представители сильнейшей лиги в мире, а значит, должны доминировать на площадке. Одна из сильнейших лиг не должна проигрывать более слабой лиге. Это стало вторым аргументом. В своих словах я пытался надавить на «слабо».

 
- А как вы проводили досуг? Было вообще свободное время?

- Ребята старались гулять на свежем воздухе, фильмы смотреть, игры придумывали.

 
- А в какой-то момент во время финала казалось, что могли проиграть?

- Нервозность в первых партиях чувствовалась. Были опасения, что что-то может пойти не так. Но к счастью, у нас была большая вариативность в плане замен. По ходу игры мы сумели найти оптимально боевой состав. Было видно, что у некоторых ребят немного «не заладилось». И вышедшие со скамейки запасные игроки вполне смогли компенсировать провалы в каких-то позициях. Замены «сработали». А у Украины такого запаса игроков, способных побеждать, не нашлось. Плюс к тому по ходу матча я немного изменил установку и требовал свести к нулю собственные ошибки. Мы отказались от малейшего риска и играли максимально надежно. Мы вынудили соперника ошибаться, в то время как сами свели количество собственных ошибок к минимуму.

 
- А политическая ситуация как-то сказалась?

- Я перед ответственным матчем не мог загружать ребят политикой. Спортивный принцип на первом месте. У спортсменов вообще нет никаких разногласий. Например, девчонки, днем ранее игравшие в финале тоже с Украиной, после матча абсолютно спокойно на ужине сидели за одним столом и дружелюбно общались. А наш статистик с украинским вообще работали в паре весь турнир. Ни капли неприязни не наблюдалось с обеих сторон.

 
- А к другим командам был какой-то особый настрой?

- Можно сказать, что к каждой команде искался особый подход. Говорить, что тот или иной матч важный, я не видел смысла. Это и так было понятно. Я перед каждым соперником искал какой-то повод «зацепить» наших игроков. Например, я видел, как ведут себя в игре и в не площадки игроки Ирана. И перед матчем с ними я сказал ребятам, что это команда «пижонов» и таким игрокам нужно с первых розыгрышей мяча показывать, кто хозяин в волейбольном мире. Ребята это восприняли серьезно и очень надежно «разобрались» с соперником

 
- А как вы отметили победу?

- Все было очень скромно, цивилизованно и организованно. Мы всем коллективом выпили по бокалу пива за победу на турнире, поужинали, а затем сразу в аэропорт.

 
- А кто из родственников Вас поддерживал во время Универсиады?

- И мама, и жена, и дети следили в Интернете за ходом наших матчей. А когда я приехал, выяснилось, что финал с Украиной смотрели абсолютно все мои родственники и друзья. Сразу после матча получил пачку поздравлений. Честно скажу, очень приятно. 

 
- А какая атмосфера была на Универсиаде? Насколько она была интересна корейцам?

- Не скажу, что залы были всегда полные, особенно на соревнованиях, которые были с утра. Но что удивило, так это, видимо, их традиция. Корейцы после игр подходили, благодарили за красивую игру и дарили конфеты и печеньки.

 
- А болельщиков российских много было?

- Да, на трибунах я видел флаги с надписью «Владивосток», «Иркутск». Например, в матче с Украиной соперника поддерживали в основном спортсмены, а за нас было много именно приехавших российских болельщиков, помимо большой группы спортсменов. Тоже было очень приятно.

 
- А город успели посмотреть?

- Честно говоря, времени уже не оставалось. Пока шел турнир, на первом месте был только волейбол. А после финала мы вскоре уже улетели домой. Но если бы было время, с удовольствием бы съездили на экскурсию куда-нибудь, посмотрели достопримечательности.

 
- А после победы кто-то из официальных лиц поздравлял?

- Естественно, были поздравления от руководства нашей федерации. А на 17-е число у нас была назначена встреча с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Там собираются все призеры Универсиады.

 
- Слышали, что сейчас многие жалуются, мол, волейбол не самый прибыльный вид спорта...

- Конечно, волейбол не такой прибыльный, как хоккей или футбол. Кризис в стране «ударил» по многим волейбольным клубам. Некоторые команды закрываются. Тяжелое время. Но выход только один — терпеть. «Ярославич» кризис тоже затронул. Но нужно работать и не опускать руки. Сейчас везде ярко выраженный спад финансирования. Нужно пережить этот период.

 
- А какие задачи перед ярославским клубом стоят в целом, на перспективу?

- В любом случае нужно возвращаться в элиту российского волейбола. Нужно создавать боеспособный коллектив, побеждать и выходить в Суперлигу, это однозначно.

 
- А какие перспективы Вы видите в первой национальной сборной? Хотели бы попасть туда?

- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом! Но нужно быть объективным и готовым к этому. К уровню тех игроков, которые там выступают. Если ты не готов, лучше даже не пытаться. А так, в будущем почему бы и нет? 

 
- А как Вы оцените шансы нашей основной сборной на ближайших турнирах?

- Я думаю, что провал в Мировой лиге скоро будет забыт как страшный сон. Осечки бывают у всех. Думаю, уже на следующем турнире нашей первой сборной мы будем чаще хвалить наших волейболистов, чем разочарованно пожимать плечами.

 
- А как вы вообще попали в волейбол?

- Как бы это банально ни звучало, но я пришел в волейбол совершенно случайно. Я с четырех лет занимался футболом. Я играл за Калужскую область, и в 14 лет, кстати, на стадионе в Ярославле, на меня обратил внимание тренер московского «Локомотива». Я мог уехать в Москву, но меня не отпустила мама. Дальнейших перспектив я не видел и ушел из футбола. А через год совершенно случайно на улице встретил друга, который шел на тренировку по волейболу. Он меня позвал с собой. И я пошел. И так там и остался! А в 16 лет я попал в дубль команды МГТУ.

 
- А в качестве игрока как долго выступали?

- К сожалению, только до 30-ти лет. Закончил играть из-за травмы спины. 

 
- А когда Вы в Ярославль попали?

- Я приехал сюда год назад.

 
- Как Вам наш город?

- Вы знаете, я в Москве много лет жил, и мне там было не очень комфортно. Суета, возбужденность, нервозность — это не мое. А в Ярославле спокойная, умиротворяющая обстановка. Город красивый. Мне здесь спокойно и хорошо.

 

А какой любимый вид спорта у вас? Оставляйте свои комментарии под публикацией.

- А что можете рассказать о своей семье?

- Мы с женой всегда вместе. Уже 20 лет. Она у меня тоже бывшая волейболистка. Мы и познакомились на турнире, кстати. Ей пришлось закончить игровую карьеру ради детей. Дети у нас уже подросли. Младшая дочка — ей 14 — живет в Екатеринбурге, также играет в волейбол. Мечтала стать знаменитой волейболисткой с четырех лет! В этом году ее будут привлекать уже во вторую команду «Уралочки». А старшей уже 18. Она пока в Ярославле, но скоро, если ничего не сорвется, уедет  играть в Италию.

 

Только цифры

Тройка лидеров

Место Страна Золото Серебро Бронза Общее кол-во
1 Южная Корея 47 32 29 108
2 Россия 34 39 49 122
3 Китай 34 22 16 72

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости