Как строили Ярославль: уникальные фото и яркие личности

Как строили Ярославль: уникальные фото и яркие личностимэрия Ярославля. На фото: Юбилейная площадь

Специально для наших читателей "Pro Город" совместно с мэрией Ярославля подготовил проект о становлении нашего прекрасного города. Сегодня читайте воспоминания из 70-х годов 20 века.

ЦНТИ, Речной вокзал, цирк, универмаг...
С 60-х годов в Ярославле, как и по всей стране, развернулось небывалое по масштабу массовое жилищное строительство. Создается мощная индустриальная база, развивается крупнопанельное домостроение. В основу строительства положено типовое проектирование, что обеспечило стройку проектно-сметной документацией в необходимом объеме и в сжатые сроки. На фото: ныне снесенный кинотеатр "Октябрь" в Брагино. Сейчас на его месте стоит многоэтажный дом. 


Появились новые крупные жилые массивы в северном районе города, вдоль Московского проспекта, в районе Красного бора за Волгой. Завершилось строительство проспекта Ленина, района улицы Чкалова, улицы Б. Октябрьской, разрослись микрорайоны жилых поселков Резинотехники, ЯрГРЭС, судостроительного и радиозаводов, НПЗ, комбината «Красный Перекоп». Только в Северном жилом районе (Брагино), возведенном в 60 — 80 годы, сейчас проживает населения больше, чем во всем дореволюционном Ярославле. На фото: улица Салтыкова-Щедрина, вид на площадь Труда. 


Одновременно с жилыми домами возводились школы, детские учреждения, предприятия торговли, общественного питания, кинотеатры и другие объекты культурно-бытового обслуживания. Появилось в это время и немало объектов общегородского значения, такие как цирк, универмаг, дом моды, комплекс речного вокзала, мосты через Волгу и Котросль, Дворец юного зрителя, несколько дворцов культуры, спорта, гостиниц.На фото: велодром в Дзержинском районе. 


Многие общественные здания, построенные в последние годы по индивидуальным проектам, отличаются архитектурной выразительностью. Наиболее интересны из них: здание ЦНТИ (1977, проспект Ленина, 2а), здание треста «Ярославльсельстрой» (1975, ул. Пушкина, 14а) и ряд других. На фото: Да-да! Это улица... Свободы! Примерно то место, где сейчас выставочный центр им. Нужина. 


Ярким архитектурным сооружением является комплекс речного вокзала (1976-1984, Волжская наб.) и здание обкома КПСС (1981), завершившее ансамбль Советской площади, авторы которых удостоены Государственных премий РСФСР. В последние годы появились в центральной части города и современные жилые дома. Они, как правило, удачно вписались в исторически сложившуюся среду. На фото: универмаг на улице Свободы. На фото: вид на Волгу. 

Кто реконструировал Советскую площадь

В 1964—1986 годах председателем исполкома горсовета был Юрий Дмитриевич Кириллов — при нём активно строились жилые многоквартирные дома. В 1960-х годах активно развивается Северный жилой район города. В 1983 году реконструируется Советская площадь (церковь Ильи Пророка XVII века, корпуса присутственных мест XVIII века, административное здание начала 1980-х), достроен Театр юного зрителя (800 мест + 350 мест кукольного театра). В середине 1980-х достраивают Ярославский речной вокзал.На фото: при Юрии Кириллове реконструировали Советскую площадь, достроили ТЮЗ. 


В 1971 году город получает орден Трудового Красного Знамени, а в 1985 — орден Октябрьской революции. С 1978 года вновь стали присваивать звание «Почётный гражданин города Ярославля».

Лица Заволжского района 
«Почётный гражданин города Ярославля» Владимир Фёдорович Горулёв — советский партийный и государственный деятель, первый секретарь Ярославского городского комитета КПСС (1974—1979), председатель исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов (1985—1990).На фото: Владимир Горулев развивал Заволжский район. 


В 1965 году был избран первым секретарём Заволжского райкома партии. При нём начинаются интенсивная застройка района, развитие жилищной, социальной, транспортной инфраструктуры. С 1970 года второй секретарь Ярославского горкома КПСС. С 1974 года первый секретарь Ярославского горкома КПСС. С 1979 по 1985 год второй секретарь Ярославского обкома КПСС. С 1985 по 1990 год — председатель исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов. При его активном участии были достигнуты успехи в жилищном строительстве, социальной сфере, отраслях народного хозяйства, велось строительство зданий политехнического института и университета, театра юного зрителя, речного вокзала, ЦНТИ, областной, 7-й, 5-й и 3-й детской больниц, заводов «Машприбор» и дизельной аппаратуры, Октябрьского моста через Волгу, проведение трамвая в Брагино, реконструкция стадиона «Шинник».

Брагино, вперед!

Владимир Голов был бригадиром арматурщиков треста «Ярхимпромстрой». Бригада стала вскоре одной из лучших не только в тресте, но и Министерстве строительства СССР.На фото: Владимир Голов в конце 70-х занимался Дзержинским районом. 

Энергичного, способного рабочего вскоре избрали секретарем парткома треста. Без отрыва от производства он получил высшее образование, и в 1979 году его выдвинули на новую работу в только что созданный Дзержинский район  Ярославля:  Голов был заместителем, затем председателем Дзержинского райисполкома, первым секретарем райкома партии. В эти годы на его плечи легла огромная ответственность, связанная со строительством в районе жилья, детских садов, школ, больниц, дорог, налаживанием быта и нормальных условий для жителей района.

С 1990 по 2004  Голов работал заместителем председателя горисполкома, заместителем мэра по градостроительной политике, первым заместителем мэра города по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

В 2004 и 2008 годах Владимир Николаевич избран депутатом муниципалитета Ярославля по избирательному округу №3. Депутаты доверили ему пост председателя муниципалитета Ярославля четвертого и пятого созывов. Огромный опыт, авторитет Владимира Николаевича способствуют сплочению депутатского корпуса, его плодотворной работе на благо города.

Голов награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Почета, удостоен звания «Заслуженный строитель РФ» и Знака отличия «За заслуги перед г. Ярославлем».


Кто стоит за реконструкцией Волковского и фонтанов
Владимир Григорьевич Матросов окончил Горьковский инженерно-строительный институт по специальности «инженер-строитель промышленного и гражданского строительства». Трудовую деятельность начал в 1974 году, в системе треста «Ярнефтехимстрой» — с 1979 года. Зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом и хорошим хозяйственником, обладающим большими организаторскими способностями, требовательным к себе и подчинённым. Проводил большую работу по созданию стабильного состава кадров и налаживанию высокого морально-психологического климата сначала в строительных управлениях, где он трудился, а в последние годы и в целом в аппарате треста.На фото: Владимир Матросов. Ему спасибо за часовню на стрелке, реконструкцию фонтанов.

Организаторские способности Владимира Григорьевича сочетаются в нём с талантом понимать, чувствовать социально-этические проблемы возглавляемого им коллектива.

На фоне сегодняшней острой конкуренции подрядчиков опыт и репутация строительной организации под руководством  Матросова сегодня востребованы не меньше, чем два десятилетия назад. В последние несколько лет украшением древнего Ярославля стали вновь построенные и реконструированные под его руководством банки, торговые центры, православные святыни, театры, жилые дома по индивидуальным проектам. Конечно, только строителям с безупречной репутацией город мог доверить возведение нового символа Ярославля – часовни на стрелке, реконструкции фонтанов, Волковского театра, гостиницы «Ярославль».
Матросов – действительный член Российской и международной академий инвестиций и экономики строительства. Он награждён орденом Почёта, медалью «За преобразование Нечерноземья РСФСР», орденом Русской православной церкви «Святого благоверного князя Даниила Московского» III степени, знаком отличия «За заслуги перед городом Ярославлем». Ему присвоены звания «Заслуженный строитель Российской федерации» (Указ президента РФ от 12 января 1993 г.) и «Почётный строитель России». Владимир Матросов четырежды избирался депутатом муниципалитета Ярославля, где возглавлял бюджетную комиссию.

Чем занимался Виктор Волончунас

Виктор Владимирович Волончунас, глава администрации Ярославля с 18 декабря 1991 по 1995 год, мэр Ярославля с 1995 по 11 апреля 2012 года
Окончил ГПТУ № 18 в Ярославле по специальности «регулировщик и монтажник радиоаппаратуры». В 1967 году работал регулировщиком радиоаппаратуры. В 1968—1970 годах проходил срочную военную службу. Работал в 1970 году монтажником радиоаппаратуры на Ярославском радиозаводе, затем в 1970—1974 годах мастером производственного обучения в том же ГПТУ-18; с 1974 года — мастером и старшим прорабом строительного управления № 5 треста «Ярнефтехимстрой»; в 1976 году — регулировщиком радиоаппаратуры Ярославского радиозавода. В 1976 году закончил Ярославский политехнический институт по специальности «промышленное и гражданское строительство».На фото: бывший мэр Ярославля Виктор Волончунас. 


С 1977 года был на партийной работе — сначала инструктор, затем заведующий в промышленно-транспортном отделе Красноперекопского райкома КПСС Ярославля, инструктор отдела строительства обкома КПСС. В 1983 году избран вторым секретарём, в 1987 году первым секретарём Фрунзенского райкома КПСС Ярославля. Параллельно продолжал образование в Высшей партийной школе.
В 1988 году избран первым заместителем председателя, а в 1989 году — председателем исполкома Ярославского городского Совета народных депутатов.

Стратегическая разработка Виталия Слепцова
В 1959 году Слепцов Виталий Михайлович закончил Ярославский химико-механический техникум по специальности «технология резины» и был направлен на работу на Ярославский шинный завод. Параллельно с работой на заводе в 1959 году окончил Технологический институт по специальности «техник-технолог». В 1959 году принят на работу в Конструкторский отдел 1 инженером-конструктором сектора конструирования массовых шин и шин с губчатой камерой.На фото: родители действующего мэра Ярославля Владимира Слепцова. Ветеран труда ЯШЗ Виталий Михайлович и портниха Фаина Васильевна. 

Массивные шины в те времена конструировали и выпускали для отечественных электромобилей, опытные образцы которых на порядок предвосхищали свое время, транспортных тележек, плавучих танков и боевых машин для сил быстрого реагирования. Разработка пулестойких шин с губчатой камерой выполнялась по заказу Минобороны и имела стратегически важное для страны значение. Они предназначались для артиллерийских систем и бронеавтомобилей. В итоговых документах советского командования отмечалось, что «Ружейный и пулемётный огонь для таких шин не приносит вреда. Попадание целого 37-мм снаряда не выводит их из строя, а проделывает аккуратное отверстие и машина продолжает работать…». В настоящее время разрабатываются новые аналоги, в конструкции которых до сих пор применен схожий принцип. В 1987 году за безупречную долголетнюю работу на заводе Слепцову присвоено звание «Ветеран труда ЯШЗ».
с 1988 в связи с совершенствованием организации производства был назначен на должность старшего инженера по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений в жилищно-коммунальном отделе. После этого занимал различные должности и завершил свой трудовой путь в 2000 году в связи с уходом на заслуженный отдых.

...

  • 0

Популярное

Последние новости