Сегодня в России отмечают День Победы над Японией

Вступление СССР в войну на Дальнем Востоке спасло жизни миллионов японцев - а возможно, что и самого императора.

9 августа 1945 года, в соответствии со взятыми на Потсдамской конференции обязательствами  СССР вступил в войну с Японией. С 9 августа по 2 сентября прошла скоротечная военная кампания Красной Армии против войск милитаристской Японии. В наступлении участвовали войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, силы В результате этой операции была разгромлена самая сильная группировка войск Японии - Квантунская армия, полностью освобождены Маньчжурия, Ляодунский полуостров, северо-восточный Китай, южная часть Сахалина, Курильские острова и северная часть Кореи по 38-ю параллель. 15 августа император Япония Хирохито объявил по радио о капитуляции Японии, но фактически боевые действия продолжались до 2 сентября , когда состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии перед великими державами союзников (США, Китай, Великобритания, СССР). Вторая мировая война завершилась.

 Очередная годовщина окончания Второй Мировой войны вновь породила волну дебатов по старому вопросу – что заставило Японию капитулировать: американские атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки или наступление Красной Армии в Маньчжурии? Спор этот можно было бы считать бесконечным, если бы… не некоторые обстоятельства, связанные с хитрым переплетением войны и политики в те годы…

Решение о капитуляции, принятое императором Хирохито, было, безусловно политическим шагом. Известно так же и то, что в принципе японский император пришел к решению сдаться в ночь с 9 на 10 августа – то есть сразу после второй атомной бомбы, сброшенной на Нагасаки и до того, как в Токио стали приходить первые известия о стремительном продвижении советских войск в Манчьжурии. Вроде бы это аргумент в пользу «полезной атомной бомбы»? Э нет, не совсем.

Дело в том, что японские «ястребы» имели в то время в Токио такой вес, что могли наплевать даже волю императора.  

Уже после того, как СССР вступил в войну с Японией  главнокомандующий японскими войсками в Китае генерал Окамура 12 августа как ни в чем не бывало телеграфировал военному министру: «Понимаем, что вступление Советского Союза еще более ухудшило положение. Однако, …готовы к решительному разгрому противника. …Твердо уверены, что, несмотря на успешное наступление противника и трудности внутри страны, вся армия готова с честью погибнуть в бою, но добиться достижения целей войны этой осенью. Будучи горячо преданным родине, осмеливаюсь доложить свое мнение и надеюсь, что будут приняты твердые решения»

Утром 13 августа в Токио снова заседало правительство, но на нем начальника морского генерального штаба адмирал Ониси - создатель корпуса камикадзе – потребовал от участников встречи не соглашаться на безоговорочную капитуляцию. Он выдвинул чудовищный план - для обеспечения победы «пожертвовать жизнями 20 млн. японцев в виде операций камикадзе». Только 14 августа в бомбоубежище императорского дворца после ожесточенных споров было принято решение в форме императорского рескрипта о согласии на безоговорочную капитуляцию Японии.

Однако наиболее фанатичные военные во главе с майором Хатанака, поддержанные военным министром Анами, отвергли одобренную самим императором безоговорочную капитуляцию и  организовали мятеж, чтобы не допустить ее обнародования.

В ночь на 15 августа мятежники офицер военного министерства майор Хатанака, выступавший за продолжение войны, поднял военный мятеж. Он застрелили командира 1-й гвардейской дивизии Мори Такэси и от его имени отдал приказ командиру 2-го пехотного полка этой дивизии полковнику Хага, часть которого несла охрану императорского дворца. В приказе говорилось: «Усилить охрану дворца и обеспечить прекращение всякой связи дворца с внешним миром». Речь шла об изоляции Хирохито, который уже принял решение о капитуляции и сделал магнитофонную запись обращения к народу. Мятежники искали пленки с записью выступления императора, в котором излагался указ о прекращении войны, но записи были надежно спрятаны – и никто из служащих радиоцентра тайника не выдал.

Другая группа заговорщиков совершила налет на резиденции руководителей правительства, выступавших за заключение мира. Они напали на дом премьер-министра Судзуки, а также главы Тайного совета Хиранума. Но Судзуки вовремя сбежал из дома. Удалось скрыться и еще одному разыскиваемому мятежниками деятелю - маркизу Кидо - министру-хранителю печати.

Но Японии тогда повезло: командование войск во главе с генералом Танака, дислоцированных в районе Токио, не поддержало заговорщиков и прияло меры к ликвидации мятежа. Взбунтовавшиеся части были блокированы, а майоры Хатанака, Кога и другие лидеры мятежа покончили с собой, сделав харакири. Аналогичным образом в тот же день ушел из жизни и военный министр Аннами. После этого сложили оружие другие мятежники в провинции - в воинских частях, военных училищах и в учебном центре армейской авиации в Мито. К утру 15 августа путч был подавлен, а ровно в полдень речь императора о капитуляции вышла в эфир.

Сразу после выступления императора кабинет Судзуки ушел в отставку. Новым премьером стал человек королевской крови - дядя императора принц Хигашикуни. Но едва новый премьер вступил в должность, к нему явилась группа армейских офицеров, вооруженных пистолетами и самурайскими мечами. Офицеры заявили, что они против окончания войны, и потребовали, чтобы Хигашикуни отменил решение о капитуляции и убедил в этом императора. Премьер отказался - и тогда 20 августа милитаристски настроенные офицеры затеяли новый путч, который в силу ряда обстоятельств провалился, не успев начаться…

Тяжело, в общем, давалась Японии капитуляция даже после атомной бомбардировки.

А теперь представим на минутку, что СССР не вступил в войну 9 августа 1945.

И что бы было тогда? Что, если бы квантунский генерал Окамура перебросил из Маньчжурии в Токио хотя бы несколько «надежных» рот – и тем обеспечил успех путча 15 августа? Что произошло бы с Японией, если бы на ее территории разыгралась последняя кровавая битва войны…

Достаточно сказать, что только свои потери амриканцы в этом случае оценивали в миллион человек;  а уж сколько японцев полегло бы в битве за Токио – подумать страшно.

Но Японии, повторим, повезло – вступив в войну на дальнем Востоке, СССР «выбил» из политической игры главный козырь милитаристов – Квантунскую армию, что и склонило шаткое равновесие сил в пользу «партии мира»… и, возможно, спасло жизнь самому императору Хирохито.

 

Григорий Рожнов

...

  • 0

Популярное

Последние новости